Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.

Первые дома на проспекте - «ульяновские двухэтажки» и директорский коттедж. Дело в том, что в 1941 году с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС) были эвакуированы автомоторное и литейное производства. Страна нуждалась в автомобилях, и по решению государственного комитета обороны от 14 февраля 1943 года завод преобразовался в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Работой по эвакуации людей и оборудования, становлением завода на новых местах руководил видный деятель автомобильной промышленности Иван Алексеевич Лихачев. Кстати одна из улиц центральной части города названа его именем.

Коллектив заводчан состоял из более двух тысяч москвичей-автозаводцев,а также тысяч юношей и девушек добровольно пришедших на завод и активно участвовавших в строительстве и развитии производства. С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» - «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ».По имени эвакуированного завода прозвали бараки, в которых жили в основном кадровые рабочие из Москвы и Ульяновска и ответственные работники автозавода.

Началось прокладывание дорог,возведение жилья. Было построено 3 деревянных дома и четыре барака для нужд завода.

Но вот на проспекте помимо двухэтажек появилось два первых дома, где в основном получили квартиры кадровые рабочие из Москвы и Ульяновска и ответственные работники автозавода. Зимой 1945 года заработала первая школа( №17) c массивными колоннами, которую строили помимо наших строителей пленные немцы и венгры. По проекту « Ленгорпроект» осуществлялось строительство «Большого Миасса» (архитектор Р.И.Друбецкой).

При строительстве гражданских зданий 1940-1950 годах использовались возможности новых строительных конструкций и материалов для создания выразительных решений. Проспект Сталина (изначальное название проспекта) от улицы Орловской до улицы Ферсмана в сравнительно короткие сроки был застроен красивыми трехэтажными домами с небогатой, но разнообразной архитектурой: жилой дом №13 –с аркой, дома№19 и 23-с башенками ( по обе стороны от дворца), где были установлены часы. Появились кинотеатр «Урал», магазины. В период интенсивного жилого строительства был утрачен ряд зданий, представлявших собой образцы регионального зодчества (особняк кондитера Факеродта, дом купца Маклакова и др.) ; другие перестроены (Гостиный двор).

Дворец Автомобилестроителей торжественно открыт в 1965 году. В суровые военные годы вокальные и инструментальные ансамбли поддерживали моральный дух автозаводчан. Сначала на месте дворца был возведен деревянный клуб, а потом, в 60-ых, нынешнее здание Дворца. Во время строительства местная детвора залезала на строительные леса и прыгала оттуда вниз. Земля вокруг дворца не пустовала : жители вокруг него сажали овощи и картофель.

В 50-70 годах проспект был удивительно красив : много зелени , красивый сквер, где горожане прогуливались или отдыхали на скамейках. Молодежь гуляла с гитарами и баяном.

В 80 годы, в связи с пуском троллейбусов пришлось вырубить тополиную аллею. Началось массовое строительство магазинов и павильонов, администрация перестала следить за покраской домов, вследствие чего они долгое время стояли облупленные. Горожане с печалью в сердце вспоминают то время, когда из уютного и ухоженного проспект Автозаводцев превратился в загазованный и застроенный магазинами, портящими архитектуру.

В начале 2000-х , часы на башеньках рядом с Дворцом перестали работать.

К счастью время не стоит на месте, и город становится лучше с каждым днем. Город совершенствуется благодаря стараниям не только чиновников, но и самих жителей. Каждую весну и осень проводятся субботники, город озеленяется. Горожане следят за благоустройством центра и в случае возникновения непорядков всегда спешат обратиться к главе округа за помощью в их устранении.

Дома на проспекте всегда были выкрашены в светлую цветовую гамму. Чтобы не нарушать традицию администрация приняла решение выкрасить фасады зданий в единый цвет. Теперь все дома на проспекте Автозаводцев будут выкрашены в один оттенок, приятно радующий глаз. Часы на башнях рядом с дворцом починены. Кстати 3 ноября Дворцу Автомобилестроителей исполнилось 50 лет. До сих пор дворец не перестает радовать миассцев программами творческих коллективов. Проспект преобразился в лучшую сторону благодаря клумбам, ажурным ограждениям.

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

«Железный» век Миасса

«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Миасс в цифрах и датах

Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

Кровавая история

Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой