Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

К началу Великой Отечественной войны Миасс был уже достаточно большим населённым пунктом, в 1929 году получившим статус города. «Напилочный завод», «Миассзолото», «Тальковая фабрика», «Леспромхоз» – город развивается и растёт. В 1941 году в городе проживает порядка 40 тысяч человек. Город во время страшной войны становится настоящим трудовым фронтом, который куёт победу в тылу. Тогда на производстве трудились по большей части женщины и подростки. Мужчины были мобилизованы на фронт: воевать с фашистами из Миасса ушло более 14 тысяч человек. Свыше 5 тысяч бойцов погибло.

Удивительно, но именно в военные годы в Миассе валовая продукция вырастает многократно. По некоторым оценкам, - в 10 раз. Конечно, такой бурный рост оказался возможным благодаря и эвакуации крупных промышленных предприятий.

В Миасс было эвакуировано нескольких цехов «Московского автозавода имени Сталина». Базой для столичного предприятия стало начатое ещё до войны строительство военного завода № 316 наркомата боеприпасов, до которого была проложена железнодорожная ветка. 16 апреля 1942 года с миасского конвейера сошла первая коробка скоростей, а 8 июля 1944 года - первый автомобиль «ЗИС-5В», ставший настоящим фронтовым автомобилем и даже получившим имя «Захар».

Из Донбасса в декабре 1941 года были переведены цеха московского завода «Динамо» (завод № 611), который выпускал авиабомбы, мины, снаряды. Уже в январе 1942 года были выпущены первые моторы для авиационной и танковой промышленности миасской сборки.

Продукцию для фронта выпускали местные предприятия: «Напилочный завод», «Тальковая фабрика», трест «Миассзолото», «Леспромхоз», «Сыростанский мраморный карьер», «Комбинат стройматериалов».

С созданием миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепёжный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.

В годы войны в Миассе разместились «Артиллерийско-минометное училище» и «Школа авиамехаников», отделение «Академии наук СССР», два исследовательских института, ВУЗ, техникум.

Есть данные, в которых указано, сколько денег и золота собрали жители Миасса на танки, самолёты и другие нужды армии.

«На вооружение армии было собрано шесть миллионов рублей; на строительство танковой колонны «Советский старатель» - 9.65 килограмма золота и 4 миллиона рублей деньгами, для эскадрильи самолетов «Золотоплатиновая промышленность» - 1 килограмм золота и 1 570 000 рублей деньгами, для подводной лодки «Челябинский комсомолец» - 5 530 рублей золотом, для танковой бригады имени Челябинского комсомола - 0.5 килограмма золота и 400 тысяч рублей деньгами, для танковой колонны «Челябинский колхозник» - 4 килограмма золота и 185 тысяч рублей деньгами. Трест «Миассзолото» внёс 65 килограммов драгоценных цветных металлов. Школьники приняли активное участие в сборе средств на танк «Пионер», 3 000 рублей сдали на строительство бронепоезда. Миасцы собрали и отправили 12 вагонов индивидуальных подарков фронтовикам», - приводятся данные статистики.

А ведь самим миасцам в годы войны приходилось жить очень тяжело, но желание помочь фронту и приблизить долгожданную победу было превыше.

67 миасцев воевали в составе уральского добровольческого танкового корпуса. Кстати, это военное подразделение было создано на средства, которые собрали рабочие челябинской, свердловской и пермской областей.

Героями Советского Союза стали миасцы: М. Кушнов, Н. Горин, М. Жмаев, орденов Славы трёх степеней был удостоен Н. Жаров. Кроме того, в Миассе и его окрестностях в разное время жили Герои Советского Союза: В. Корнеев, А. Шишкин, Е. Белопухов, В. Бояршинов. Во время Великой Отечественной войны погиб наш земляк А. Плотников, удостоенный звания Героя Советского Союза в 1940 году во время войны с Финляндией.

В память о погибших земляках в Миассе установлены два больших монумента. Один – в самом центре города памятник «Скорбящей Матери». На стилизованных скульптурных полотнах выбиты имена всех миасцев, не вернувшихся с полей сражения. Другой монумент находится в машгороде – его название «Слава народу – победителю! Слава народу – созидателю!».

На территории Миасского округа находятся десятки маленьких памятников в честь миасских солдат, не вернувшихся с фронта. К примеру, сотрудники «Талькового комбината» рядом с предприятием установили памятник с полным списком не вернувшихся с фронта товарищей. В канун 70-летия Великой Победы это памятное место, впрочем, как и все другие монументы Миасса, было отремонтировано и приведено в порядок.

Перед юбилейной датой (8 мая 2015 года) в самом центре Миасса – на бульваре Мира – была торжественно открыта «Аллея славы».

Экспозиция состоит из 22 портретов героев трудовой и воинской славы - наших земляков. Они – наша гордость, память, история!

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

«Железный» век Миасса

«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Миасс в цифрах и датах

Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

Кровавая история

Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой

Проспект Автозаводцев

Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.