Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Летом 1918 года у миасского посёлка Тургояк произошла леденящая душу история.

Дмитрий Лощенов, бывший сторож разработок хромистого железняка вспоминал:

«Это было ужасно, что здесь творилось. Волосы на голове становились дыбом, как вспомнишь об этом. Стоны людей слышны были несколько дней».

Что же здесь произошло?! В июне-июле 1918 года во многих городах Южного Урала происходили ожесточенные бои между красно- и белогвардейцами. В Карабаше власть белогвардейцев утвердилась 11 июня 1918 года. В город ворвалась сотня поручика Глинского и начала расправу. Был издан приказ об аресте всех активных сторонников советской власти. В 20-х числах июня в Карабаш прибыл карательный отряд. Начались массовые аресты. Аресту подверглись 96 человек. Среди них зам. председателя Карабашского Совета В. М. Тетерин, члены совета, активисты, красногвардейцы и ряд рабочих, хранивших оружие. Сутками велись допросы, пытки. Каратели объявили, что арестованных отправят в Челябинск через Миасс. Их построили в колонны, окружили тесным кольцом и повели на станцию.

Арестованных вели, подгоняя плетками, кто не мог идти - волочили по земле, привязав к седлам.

«Дальняя дорога, пыль, нещадная жара, удары казацких плетей измучили людей до крайности. Уставшие, они валились на землю, как только услышат команду «Привал». Не успевали отдохнуть, как слышался грозный оклик «Становись!». Их погнали по дороге в сторону Миасса, все время торопили, ускоряя шаг, поджимая конями, нещадно били плетями отстающих», - из исторической справки.

В таких условиях арестованные прошли 35 км и остановились недалеко от озера Тургояк. Здесь находился законсервированный рудник с двумя бараками, где арестованные провели две ночи. А затем перепившиеся каратели стали уводить их группами в соседний лес, где находились две заброшенные шахты. Казаки подводили к краю шахты по два-три человека и рубили их саблями. Некоторые обреченные на смерть сами бросались в шахты. Заполнив телами убитых шахты, каратели забросали их камнями. Стоны из шахт, как рассказывал сторож бараков, слышны были несколько дней.

Как только Красная армия освободила село Тургояк, а затем  город Карабаш, родные и близкие при содействии советских организаций приступили к поискам жертв, погибших от рук белогвардейцев.

В 1919 году в село Тургояк прибыли люди из Карабаша. Пошли расспросы, кто что видел, кто что знает. Многие жители села видели, когда по главной улице конный отряд вооруженных до зубов белобандитов прогонял группу арестованных, некоторые из них были связаны по рукам. Но куда гнали арестованных, и какая их постигла участь, об этом ничего и никто сказать не мог. Многие знали только то, что все три группы арестованных людей проследовали не по дороге, ведущей в Миасс, а по дороге в сторону озера Кысыкуль. Следовательно, в этой стороне нужно было искать пропавших людей.  Помог бывший сторож разработок хромистого железняка, живший на чердаке заброшенного барака, никем не замеченный Лощенов Дмитрий. Он рассказал подробно, что видел и слышал. Он же указал на место, где предположительно убивали людей. И действительно среди других шахт, две шахты в нескольких десятках метров друг от друга были свежезарытыми. Предварительные раскопки подтвердили, что в той и в другой шахте почти сверху оказались человеческие трупы…

Тела хорошо сохранились, несмотря на то, что пролежали в шахте год. Но они так сплелись конечностями, что их невозможно было отделить друг от друга. Решили смежно разрабатывать шахту и сбоку их извлекать. Таким путем были извлечены все трупы. Близкие и родные узнавали своих только по одежде, белью и другим предметам. Сотни жителей Тургояка присутствовали во время извлечения жертв. В одной шахте оказалось 60 человек, в другой – 36. Все трупы были уложены в гробы, и траурный обоз тронулся в Карабаш, где на кладбище горняцкого поселка Соймановского им была отрыта братская могила и установлен памятник.

На месте гибели рабочих, по дороге в посёлок Тургояк, установлен гранитный обелиск.

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

«Железный» век Миасса

«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Миасс в цифрах и датах

Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой

Проспект Автозаводцев

Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.