Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

18 ноября 1773 года Лугинин получил разрешение на строительство медеплавильного завода на реке Миасс, эту дату и принято считать днем основания города.

1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск. Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год было найдено 52 штуки.

в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмма.

8 января 1885 года в Сыростанской деревне совершено освящение нового каменного храма, посвященного Воздвижению Креста Господня. Храм строился 6 лет на средства местных жителей.

1 декабря 1910 года в Миассе вышла в свет газета «Казак». Выпускали ее до конца 1913 года. Ответственным редактором газеты был П.Д. Захаров. Газета определялась создателями как «единственная в России, новая беспартийная, политико-общественно-литературная, бытовая и экономическая».

В 1915 году царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск Миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире.

В июне 1918 года неподалеку от Тургояка расстреляли 96 карабашских рабочих. В 1920 году был установлен обелиск на месте расстрела.

14 мая 1920 года в соответствии с декретом СНК РСФСР был организован  Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина - старейшее научно-исследовательское учреждение в составе Уральского отделения РАН, один из первых заповедников России. В 1935 году преобразован в комплексный с целью сохранения и изучения минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала, в 1951 году вошел в состав Российской Академии наук. Является уникальным минералогическим объектом.

24 ноября 1920 года основан Миасский краеведческий музей, по инициативе миасского общества краеведения. С 1930-х по 1995 оды музей размещался в доме купца Лесина. С 1995 года размещается в особняке золотопромышленника Симонова. Краеведческий музей являлся центром краеведческой работы: возглавлял школьную практическую работу по краеведению, был связан со всеми музеями Урала, некоторыми музеями центральной части России. В настоящее время собрание музея насчитывает 21 музейную коллекцию, в которых более 51 тысячи экспонатов.

13 августа 1925 года образован   комбинат «Миасстальк». Первое в России предприятие по производству талька. Создан на базе бывшей золотопромывальной фабрики у озера Кошкуль, был оснащен современнейшим по тем временам американским оборудованием. В районе Миасса было открыто 14 месторождений талька и около десятка в Учалинских горах Башкирии. С началом войны производство резко сократилось. В 1945 году спрос на тальк вырос, комбинат выдавал половину производимой в СССР тальковой продукции для 60 отраслей промышленности. В 1980-х годах проведена  полная реконструкция предприятия. К новой площадке в поселке Верхний Атлян были подведены железнодорожные пути, построены новые производственные корпуса, куда переехала основная часть производства. «Миасстальк» - старейший и самый крупный в России производитель различных  марок молотого талька и талькомагнезита.

 В 1926 году Миасс официально получает статус города.

30 сентября 1930 года было создано Миасское литературное объединение «Ильменит». Было образовано как литературный кружок при редакции газеты «На борьбу».

В 1932 спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу.

10 февраля 1935 года вышел первый номер  «Рабочей газеты», печатного органа Миасского райкома ВКПб, райисполкома и райпрофсовета. Тираж - 3550 экземпляров. Во время ВОВ «Рабочая газета» вела летопись трудовых свершений героев тыла. К ней выпускались приложения, отпечатанные на листах из оберточной бумаги. В 1943 году газета получила название «Миасский рабочий».

Весной 1939 года началось строительство центральной части города.

15 июня 1938 года организована Ильменская турбаза, инициатором которой был академик Ферсман.

3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши».

15 мая 1945 года Миасский завод железобетонных изделий (ЖБИ). Первоначальное название - Комбинат производственных предприятий (КПП). В ноябре 1945 года КПП вошел в состав вновь образованного треста № 41 (в дальнейшем – «Уралавтострой»). В 1962  году предприятие переименовано в Миасский завод железобетонных изделий. В 1990 году на базе  завода создан кооператив  «Миаский завод ЖБИ», в 1992 кооператив преобразован в акционерное общество «Миасский завод ЖБИ».

В 1955 году началась история машгородка.  Тогда правительство приняло  решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города — Миасс, Машгородок, так называли место базирования предприятия.

4 ноября 1967 года на бульваре Мира был открыт мемориал «Скорбящая мать».

3 ноября 1965 года состоялось торжественное открытие Дворца культуры автомобилестроителей, в который переехали коллективы художественной самодеятельности, созданные еще в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее, а до тех пор, располагавшиеся в Доме культуры парка автозавода. В 1970-1990 гг. дворец стал уже культурным комплексом, в состав которого входили: кинотеатр «Урал», детский Дом культуры «Юность», парк культуры и отдыха с Детским клубом, 7 комнат школьника. В середине 90-х годов, в связи с перестройкой, все эти учреждения, кроме Дворца, были переданы в муниципальную собственность. А творческая жизнь ДК продолжает привлекать талантливых, одаренных людей.

19 мая 1970 года открылся Дворец спорта «Заря» - первый спортивный комплекс города. Во Дворце спорта проводятся областные и всероссийские соревнования по баскетболу, скалолазанию, боксу, борьбе, плаванию.

6 ноября 1981 года был открыт новый железнодорожный вокзал, рассчитанный на одновременное пребывание до 800 пассажиров. В этом же здании разместился новый автовокзал. Одновременно была изменена маршрутная сеть городских автобусов, которые вместо старой станции пошли к новому вокзалу

1 февраля 1985 года пущен первый троллейбус по маршруту «Машгородок – автозавод».

 

 

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

«Железный» век Миасса

«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Кровавая история

Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой

Проспект Автозаводцев

Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.