Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Тем не менее, 19 ноября 1881 года в Миассе состоялось освящение храма Александра Невского.

Решение о строительстве этого храма было принято на сельском сходе еще в 1861 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Но была и более прозаичная причина. Население Миасского завода к концу XIX века достигло 10 000 человек и единственный Петропавловский храм, не слишком вместительный, «в великие праздники представлял зрелище, напоминающее штурм крепости».

Храм был построен по проекту и чертежам Павла Степановича Гонышева. Общая стоимость строительства составила 80 тысяч рублей.

По поводу денег, затраченных на строительство, неоднократно и язвительно выступали старообрядцы, так как эти деньги были взяты из доходов от виноторговли в общественных заведениях. По мнению верующих, это были «нечистые деньги». Этому приписывали все неудачи, связанные со строительством храма. Дело в том, что он частично был поставлен на сваях и давал неравномерную осадку.

19 ноября 1881 года в торжественной обстановке в присутствии 13 пресвитеров состоялось освящение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского.

По красоте ново созданный храм Миасского завода занял одно из первых мест в Оренбургской епархии. В фондах Миасского краеведческого музея хранится единственное фото этого замечательного храма, выполненное в 1938 году, незадолго до его разрушения. 

В 20 веке на месте храма был построен автотехникум. В наше время в этом здании располагается общежитие.

Спустя шесть лет после освящения храма Александра Невского была заложена  Свято-Троицкая кладбищенская церковь, дожившая до настоящего времени. Первоначальная мысль о сооружении кладбищенского храма, проявлялась еще в шестидесятых годах, однако не осуществилась, по причине строительства Александро-Невского храма. Но позже появилась возможность, и настало время соорудить храм, необходимый для кладбища.

Главным инициатором строительства кладбищенской церкви и распорядителем работ был Николай Федорович Беляев, мать и два брата которого были здесь погребены. Он же лично делал заказ в Москву на изготовление иконостаса из цельного полированного дуба. Как вспоминают современники, при небольших размерах церковь отличалась прочностью и изяществом постройки: стены были окрашены изнутри и снаружи, купола покрыты белым английским железом, пол выложен плитами серого мрамора.

К возведению церкви присоединились и другие благотворители: купцы Н. Ф. Беляев, М. П. Популовский, Е. М. Симонов, П. В. Дунаевв. На строительство и приобретение церковной утвари было потрачено двенадцать с половиной тысяч рублей.

Чуть позже 17 августа 1896 года была произведена закладка колокольни при Троицкой кладбищенской церкви на средства благотворительниц Лидии и Надежды Романовских, пожертвовавших 3000 рублей. Свято-Троицкая церковь в то время имела узкое назначение: в ней проводили обряд отпевания. Наверно поэтому она и сохранилась до сих пор, единственная из всех 24 церквей Миасского округа. 

При поддержке краеведческого музея Миасса           

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

«Железный» век Миасса

«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Миасс в цифрах и датах

Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

Кровавая история

Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой

Проспект Автозаводцев

Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.