«Железный» век Миасса

Начало индустриальной эпохи в Миассе было ознаменовано строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и появлением новых заводов

«Железный» век Миасса – это годы индустриализации города, время появления новых заводов и предприятий, и начался он в 90-е годы 19 века.

В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство исторической и всемирно известной Транссибирской железнодорожной магистрали. Станция «Миасс», расположенная на 2003 километре Транссиба, была открыта в 1892 году, а 5 июля 1892 года по ней прошел первый поезд из Миасса в Челябинск: это был поезд с материалами для прокладки рельсов. Появление железной дороги открыло в Миассе новый век – железный, который охарактеризовался бурным ростом, постройкой новых зданий, предприятий, заводов и фабрик.

В годы первой мировой войны, а именно в 1915 году, из-за тяжелого положения на фронте царское правительство приняло решение об эвакуации из Риги в Миасс пилозубного завода английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». В феврале 1916 состоялся пуск Миасского напилочного (инструментального) завода: силами рабочих, эвакуированных из Латвии, и местных жителей был осуществлен выпуск первых напильников. Миасский напилочный завод долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире, он обеспечивал напильниками большую часть страны и импортировал продукцию в сорок стран мира!

Интересно! 1 мая 1923 года председатель профкома А. В. Жданов на собрании рабочих завода предложил зачислить Ленина в штат рабочих завода на должность насекальщика и избрать почётным членом заводского коллектива. Предложение нашло положительный отклик у рабочих, и совет постановил: "Дорогого нашего вождя Владимира Ильича Ленина зачислить почётным насекальщиком напилочного завода, жалованье его употребить на культработу завкома". В.И. Ленин был зачислен в штат работников завода официально, а от имени коллектива ему лично была отправлена телеграмма. На заводе для Ильича было оборудовано и специальное рабочее место, а среди рабочих действовало соревнование за право на нём работать. В штате работников завода вождь числился вплоть до 1991 года.

К 1926 году, наряду с гигантами – Миасским напилочным заводом и приисками треста «Уралзолото», в городе действовал и ряд мелких предприятий: горный отдел Златоустовского металлургического завода, занимавшегося добычей талька и других нерудных ископаемых, Северо-Ильменский и Чернореченский торфяники, три государственные мельницы, овчинно-шубный завод, кожзавод, типография, электростанция напилочного завода, предприятия лесной промышленности.

Весной 1939 года на месте нынешней центральной части города началось строительство военного завода № 316 Наркомата боеприпасов. А в начале Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об эвакуации в Миасс автомобильного завода ЗИС. Первый цех заработал в марте 1942 года, в апреле собрана первая коробка скоростей, а в мае – первый мотор. К концу года выпущено более 9 тысяч моторов и 15 тысяч коробок скоростей. В 1943 году предприятие переименовали в Миасский автомобильный завод, а 21 июня 1944 года — в Уральский автомобильный завод - УразАЗ. 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5 – легендарный «Захар».

Первая партия автомобилей из Миасса была отправлена на фронт, и на них стали монтировать знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпускать новые модели «Уралов».

Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо» и Ленинградского завода «Электросила». Предстояло в кратчайшие сроки организовать производство специальной электротехники для нужд обороны страны. Официальной датой пуска завода считается 15 января 1942 года. В этот день рабочие цеха в Челябинске дали фронту первую продукцию. К концу зимы предприятие стало нормально функционировать, изготавливая продукцию для оснащения самолетов и танков.

В 1950—1960 годы в Миассе развиваются самые разнообразные отрасли производства: строительная, горнодобывающая, автотранспортная, легкая и пищевая промышленность, железнодорожный транспорт. Тогда возникли крупные предприятия: Тургоякское рудоуправление, Хребетский щебеночный завод, комбинат «Миасстальк», трест «Уралавтострой».

В 1955 году правительством принимается решение о переводе Конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создание в Миассе мощной экспериментальной базы ракетостроения. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города - Миасс, а потому место базирования предприятия стали называть Машгородок.

5 мая 1982 года за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР город Миасс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Автомобили-вездеходы «Урал», автозапчасти, напильники, различная электроаппаратура, флюсы и тальковый порошок, строительные материалы, мраморные плиты, щебень, швейные изделия, резиновая обувь, мебель и другая продукция стали маркой нашего уральского города.

Другие статьи:

Древние поселенцы

Древние поселенцы

Первыми жителями миасской земли официально считают башкир, но задолго до них в наших краях обитал и другой народ...

Зарождение города

Зарождение города

Дата основания Миасса - 18 ноября 1773 года. Однако до революции 19 века Миасс официально не носил статус города. Чем же тогда он был? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать самую раннюю историю нашего города

Город в Золотой долине

Город в Золотой долине

Почему именно так называют наш город? Потому, что русло одноименной реки Миасс, признано одним из самых богатых золотом мест. Добыча драгоценного металла в наших краях во многом определила судьбу нашего города.

Старый Миасс

Старый Миасс

Старгород, или южная часть города, является историческим центром Миасса

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Храм, построенный на «нечистые деньги»

Старообрядцы не одобрили храм Александра Невского, возведенного на доходы от торговли вином в общественных местах

Здания с историей

Здания с историей

Старая часть города Миасс имеет большое культурно-историческое наследие. Здесь расположены дома, выстоявшие века.

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

Сапфиры и аквамарины – девичьи слёзы по милому

О богатствах Золотой долины ходят легенды

Миасс в цифрах и датах

Миасс в цифрах и датах

История Миасса полна значимых для всей России дат, уникальных цифр и открытий

Кровавая история

Кровавая история

Живое погребение невинных людей навсегда останется в истории Миасса

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

Миасс ковал Великую Победу в тылу!

14 тысяч миасцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, многие тысячи – на трудовом рубеже!

Исторические фамилии Миасса

Исторические фамилии Миасса

Миасс знаменит фамилиями, сделавшими историю богатой и неповторимой

Проспект Автозаводцев

Проспект Автозаводцев

Безусловно, строительство проспекта Автозаводцев ознаменует начало новой ветви в истории Миасса. Оно началось в суровые 40-е годы. Одновременно с городом строился завод. Автозаводчане еще жили в бараках, бревенчатых домах, когда по улицам уже ходили лесовозы, самосвалы, грузовые автомобили, нагруженные строительными материалами.